
Профнастил — облицовочный профилированный материал, получивший широкое распространение в строительстве благодаря привлекательным эксплуатационным свойствам, прочности и доступной цене. Это тонкий стальной лист, полученный методом холодного проката, со сформированном на профилегибочном прессе рельефом. Профнастил покрывают с обеих сторон защитным слоем из цинка, полимерных красок или других составов.
Основные преимущества профлиста:
- долговечность за счет высокой продольной жесткости металла;
- высокая несущая способность благодаря рельефной поверхности;
- устойчивость к коррозии за счет защитного покрытия, а также атмосферным воздействиям, перепадам температуры;
- водонепроницаемость;
- легкость установки и демонтажа конструкций;
- разнообразие цветовой палитры и рисунка профиля.
Профнастил широко применяется:
- для облицовки фасадов временных и капитальных построек — барнхаусов, модульных домов, бань, бытовок, веранд, беседок. Современный профлист можно купить в множестве оригинальных оттенков. Разнообразие дизайнов позволяет создать привлекательную внешнюю отделку здания. Для стен используют профлист с маркировкой «С» и «НС»;
- кровельных работ. Профнастил одинаково востребован для скатных, плоских крыш частных и производственных объектов. Он позволяет выполнить покрытие с минимумом стыков, не утяжеляет конструкцию, легко монтируется. Для кровельных работ предназначен материал с маркировкой «Н», «НС», «ПК»;
- возведения ограждений, обустройства навесов, торговых павильонов, складов. Это долговечный и практичный материал для заборов, не требующий особого ухода. Для возведения гнутых конструкций (например, арочных навесов, ангаров) применяют продольно-гнутые (маркировка «ПГ») профилированные листы;
- внутренней облицовки стен — например, гаражей, подсобных помещений, холодных тамбуров в частных домах;
- несъемной опалубки при возведении межэтажных перекрытий в частных домах.
Когда появился профнастил?
Профнастил имеет довольно длительную историю развития. Первые попытки придать гофрированную структуру стальным листам для повышения их жесткости и прочности относятся к 1820-м годам. В 1829 году изделие запатентовал инженер Генри Палмер. В 1836 во Франции изобрели метод цинкования железа и стали, который начали использовать и для профнастила. С 1850-х стройматериал уже активно используют для обшивки кровель и фасадов промышленных зданий.
Первоначально профилирование стальных листов производилось вручную с помощью простейших штамповочных станков. С наступлением эры индустриального домостроения в 1960-х годах потребность в профнастиле резко возросла. Это стимулировало развитие автоматизированных линий для производства. Широкое распространение профилированный настил получил с развитием технологий изготовления тонколистовой стали. Благодаря дальнейшему совершенствованию методов цинкования, изобретению полимерных покрытий, стальной профнастил приобрел высокую коррозионную стойкость.
В последние десятилетия технологический процесс производства профилированных листов постоянно модернизируется. Компании внедряют усовершенствованные методы цинкования, нанесения полимерных покрытий и контроля качества продукции. Автоматизированное производство обеспечивает улучшенные эксплуатационные характеристики современного профнастила.
Материалы для производства

Основным материалом для изготовления профнастила служит низкоуглеродистая сталь. На металлообрабатывающие заводы она поступает в формате бухт (рулонов) со значительной толщиной листа — около 2,5 мм. Прежде чем достичь нужных для производства профнастила параметров, она проходит несколько этапов прокатки.
Листы нужной толщины (0,4–1 мм) подвергаются выравниванию и оцинковке. Покрытие защищает сталь от коррозии. Профнастил окрашивается эластичными полимерными красками, пластизолем или пуралом для улучшения защитных и декоративных свойств. Для лучшего сцепления металл предварительно грунтуется.
Кроме оцинкованной и обычной стали, для изготовления профнастила иногда используют цветные металлы и износостойкие сплавы: медь, алюминий, хромоникелевую сталь. В строительстве наиболее распространен классический стальной профнастил.
Оборудование
Для производства профилированных листов на современных заводах используется специализированное оборудование. Материал поэтапно проходит несколько типов установок:
- Разматыватель исходных рулонов тонколистовой оцинкованной стали. Гидравлическая консольная установка, которая разворачивает массивные бухты и подает передний край по производственной линии.
- Правильная машина. Выпрямляет стальной лист, устраняя волнистость и деформации.
- Агрегат горячего цинкования. Ванна с расплавом для нанесения антикоррозионного покрытия методом погружения.
- Агрегат химической обработки. Обезжиривает заготовки, наносит грунтовочный слой для улучшения адгезии лакокрасочного покрытия.
- Окрасочная камера. Наносит финишное декоративное покрытие.
- Профилегибочный станок. Формирует на заготовке требуемый профиль (трапециевидный, волнистый) с помощью системы вальцов и калибров.
- Гидравлические ножницы. Разрезают профилированный лист на заданную длину. Нож по форме повторяет профиль, чтобы срез получался без заусенцев.
- Упаковочная машина. Пакует нарезанные листы профнастила в пакеты для транспортировки.
Также в линию могут входить дополнительные агрегаты, например, для перфорирования, высечки отверстий, гибки кромок и т. п. Все перечисленные виды оборудования на современных заводах связаны в единую автоматизированную конвейерную ленту, обеспечивающую непрерывный цикл производства — от размотки стального рулона до упаковки готовых профилированных листов. Модульная конструкция линий позволяет наращивать или изменять их конфигурацию в зависимости от требуемой производительности и ассортимента продукции.
Этапы изготовления профнастила
Процесс производства на современных автоматизированных линиях состоит из следующих основных этапов:
- Подготовка стального листа. Рулоны тонколистовой оцинкованной стали проходят правку для устранения волнистости и дефектов. Снимается окалина, поверхность заготовки обезжиривается и подвергается химической обработке для улучшения сцепления с лакокрасочным покрытием.
- Нанесение цинкового слоя. Сталь проходит многоступенчатый процесс предварительного нагрева и охлаждения, очищающий материал от остатков масел и вытесняющий из него кислород. Далее следует этап горячего цинкования путем погружения в жидкий сплав. Толщина цинкового слоя зависит от марки профнастила.
- Пассивация и грунтовка. На оцинкованный лист наносится конверсионное покрытие — оно продлевает срок службы стали. Далее изделие грунтуется для лучшего сцепления с краской.
- Нанесение декоративного покрытия. Лист обрабатывается эластичной полимерной краской, ПВДФ или подобными. Покрытие обеспечивает коррозионную стойкость, устойчивость к ультрафиолету и придает необходимый цвет.
- Профилирование. Подготовленный лист поступает на прокатный стан, где с помощью системы вальцов и калибров ему придается требуемый профиль трапециевидных или волнистых гофр. Степень изгиба определяет жесткость готового листа. Оборудование автоматизировано, поэтому форма и размер профилей получаются одинаковыми.
- Резка и упаковка. Профилированные листы разрезаются на нужную длину гидравлическими ножницами. После резки готовый профнастил упаковывается для транспортировки на строительные объекты.
Благодаря автоматизации все операции выполняются с высокой точностью, соблюдением технологических режимов и параметров. Ввиду отсутствия «человеческого фактора» брак профилированных листов практически исключен. На завершающем этапе перед упаковкой осуществляется жесткий контроль качества продукции сотрудниками ОТК.
Компания «Капитальник» — производитель стройматериалов из металлопроката: сайдинга, металлочерепицы, штакетника. Предлагаем профнастил собственного изготовления для разных задач: обшивки стен и крыш, возведения ворот, гаражей, бытовок, заборов, клумб и т. п. Продукция производится с учетом требований ГОСТов и ТУ.
В продаже стеновой профнастил С8, С21, кровельный НС35, Н60 и другие марки. При возникновении вопросов менеджеры помогут подобрать материал исходя из специфики применения и бюджета заказчика. Организуем доставку заказа по Москве, Московской области и в другие регионы России подходящим транспортом.